Выборы без победителей: как ориентироваться в новом политическом ландшафте Франции

Результаты досрочных выборов привели к беспрецедентной политической ситуации для Франции, где теперь в парламенте ни у одной из партий нет абсолютного большинства. Президенту Эммануэлю Макрону удалось не допустить ультраправых до власти, но теперь страну может ждать период политического хаоса. В ближайшие недели политикам придется начать сложные коалиционные переговоры, сформировать правительство или признать свой провал. 

О чем говорят итоги парламентских выборов во Франции

Расчет Эммануэля Макрона назначить досрочные парламентские выборы сразу после поражения его партии в Европарламенте и показать, что правые не так сильны, как всем казалось, частично оправдался. 

Несмотря на успех ультраправых в первом туре выборов, их приход к власти удалось предотвратить, а победу в итоге одержал альянс левых партий.

Во многом этот расклад обеспечили совместные действия левых и центристского блока президента: чтобы оттянуть голоса у партии Ле Пен, левые решили не выдвигать своего претендента в тех округах, где больше шансов у кандидата от президентского альянса, и наоборот. Всего снялось с выборов 210 кандидатов от обеих партий. 

Распределение мест между партиями в парламенте Франции после выборов в 2024 году
Распределение мест между партиями в парламенте Франции после выборов-2024. Инфографика: Le Monde

Итоговые результаты выглядят следующим образом:

  • коалиция левых «Новый народный фронт» (NFP), объединившая в июне социалистов, коммунистов, зеленых и крайне левых, получила 182 места (+55 мест по сравнению с выборами 2022-го). Лидером входящей в коалицию партии «Непокоренная Франция» является Жан-Люк Меланшон — один из претендентов на пост премьер-министра;
  • центристский альянс Макрона «Вместе!» (Ensemble) потерял большинство, но смог стать второй по размеру фракцией в парламенте: 168 мест (-76 мест);
  • ультраправое «Национальное объединение» (RN) Ле Пен, которой прочили победу после успеха на евровыборах, увеличило свое представительство до 143 мест (+54 места), но заняло только третье место;
  • всего в парламенте 577 мест, оставшиеся 84 места распределись между кандидатами из отдельных как правых, так и левых партий.

Несмотря на третье место ультраправых, их растущее влияние во французской политике сложно отрицать. В ситуации, когда ни одна из партий не получила абсолютного большинства и ни одна не планирует вступать в коалиции с другими, возможности для дестабилизации политической обстановки увеличиваются.

Кроме того, для Франции ситуация с «подвешенным» парламентом является нетипичной: у страны ограниченный опыт коалиционных правительств. Непонятно, как быстро депутатам удастся распределить должности в парламенте и правительстве и, главное, согласовать кандидатуру премьер-министра. 

Таким образом, негативным эффектом для Макрона и его партии стала та политическая неопределенность, в которую он окунул страну неожиданным назначением досрочных выборов. Резкая поляризация французской политики, при ограниченных возможностях руководства страны влиять на происходящее явно будет накладывать отпечаток на внутриполитические и международные решения.

Как будет формироваться французское правительство

Текущий расклад сил в парламенте показывает, что ни у одной партии нет достаточного количества мандатов для принятия законов без угрозы их блокирования со стороны других партий.

Первое заседание обновленного Нацсобрания запланировано на 18 июля, и к этой дате разнородным политическим силам необходимо определиться со своими стратегиями, прежде чем правительству Макрона будет вынесен вотум недоверия и работа органов власти окажется парализованной.

Сложности с формированием коалиции

Попробовать найти общую основу для коалиции большинства в 289 мандатов — наиболее логичный шаг для левого «Народного фронта» и президентского альянса, которые смогли совместно отбросить ультраправых во втором туре. Однако их потенциальный союз осложняется идеологическими противоречиями и глубокими разногласиями партий по вопросам налогов, иммиграции и политики на Ближнем Востоке. Кроме того, Макрон неоднократно выступал против сотрудничество с крайне левыми во главе с Меланшоном.

Привлечение независимых депутатов

Партии могут попробовать сформировать правительство меньшинства. Некоторые союзники Макрона продвигают идею формирования правительства вокруг центристов и консервативных республиканцев, которые вместе со своими союзниками заняли четвертое место на выборах с более чем 60 местами. Но даже если они согласятся, их все равно будет недостаточно для большинства. В этом случае Макрон может попробовать перехватить более умеренных левых из победившей партии «Народного фронта», если только они не займутся тем же и не переманят на свою сторону сочувствующих центристов. У партии Ле Пен в данном случае меньше всего шансов привлечь внекоалиционных депутатов. 

«Технократическое» правительство

Если политические переговоры провалятся, может быть назначено «технократическое» правительство под руководством компромиссного беспартийного политика, способного поддерживать простое функционирование правительства. В таком случае Макрон сможет назначать министров, а каждое решение будет приниматься ситуативными коалициями депутатов. Несмотря на наличие примеров подобных работоспособных моделей (например, в Италии), данный расклад для Франции может оказаться недолговечным, что приведет к новым выборам.

Кто претендует на пост премьер-министра Франции

Обычно французский президент назначает премьер-министра из крупнейшего блока в парламенте, однако из-за отсутствия партии-победителя процесс может затянуться. Явного фаворита в гонке на пост премьер-министра пока нет.

Премьер-министр Франции Габриэль Атталь
Фото: Blondet Eliot / ABACA / TASS

Сразу после выборов премьер-министр Габриэль Атталь прибыл в Елисейский дворец, чтобы подать в отставку. Макрон ее не принял и попросил его остаться в должности на время, чтобы «обеспечить стабильность страны», особенно во время летних Олимпийских игр, которые пройдут в Париже.

  • Левый премьер-министр. Громче всех о своих амбициях и «готовности управлять» заявляли левые. Представитель победившего «Народного фронта» представляется логичным и вероятным кандидатом на пост. Помимо спорного и вызывающего массу критики со стороны своих однопартийцев Меланшона, свою кандидатуру пообещал выдвинуть лидер «Социалистической партии» Оливье Фор, а также депутаты от других левых и «зеленых» партий — Клементина Отен, Франсуа Рюффен, Марин Тонделье.

Жан-Люк Меланшон
Фото: Abdullah Firas / ABACA / TASS
  • Центристская фигура. Макрон может выбрать умеренного кандидата, который будет призван преодолеть разногласия между различными политическими фракциями. Возможно, он постарается удержать Атталя на должности как можно дольше, однако непримиримая позиция левых, желающих его отставки, усложнит намерение.
  • Правый кандидат. Наименее вероятный сценарий. Протеже Ле Пен Джордан Барделла — восходящая звезда партии «Национальное объединение», — упоминался как потенциальный кандидат до подведения итогов голосования. В текущей ситуации ультраправые кандидаты на пост не рассматриваются.

Какие могут быть последствия для внешней политики

Прошедшие выборы, несмотря на свой неожиданный итог, окажут скорее ограниченное влияние на внешнюю политику Франции в краткосрочной перспективе. Значительные полномочия в вопросах внешней политики и обороны, независимо от состава парламента, остаются за президентом Макроном, который будет на своем посту до 2027 года. 

Эммануэль Макрон
Фото: Mohammed Badra / EPA / TASS

Подходы Макрона к ключевым международным вопросам, таким как поддержка Украины и приверженность стратегической автономии ЕС, пользуются популярностью среди различных партий, существует определенный консенсус по основным направлениям внешней политики. Потенциальная возможность ультраправых резко изменить внешнюю политику была сглажена их третьим результатом на выборах. Однако следует учитывать и некоторые возможные осложнения.

Очевидно, политические возможности и пространство для маневров у Макрона из-за «подвешенного» парламента сильно сузились.

Это может косвенно повлиять на реализацию внешней политики или бюджетные ассигнования, а также затруднить сотрудничество с ЕС из-за увеличения доли ультраправых депутатов.

Кроме того, необходимость фокусирования на спорах по поводу внутренних политических и экономических проблем может отвлечь внимание и ресурсы от внешнеполитических инициатив. В долгосрочной перспективе накопление внутренних проблем может снизить международную активность Франции и негативно сказаться на имидже страны.

Фото обложки: Christophe Petit Tesson / EPA / TASS

Копировать ссылкуСкопировано