Во всем мире 17 января отмечается День детских изобретений (Kid Inventors’ Day). Дату выбрали не случайно: в этот день в 1706 году родился известный американский политический деятель, писатель и ученый Бенджамин Франклин. С подросткового возраста он придумывал и воплощал в жизнь самые разные идеи: от бифокальных очков до кресла-качалки. «Московские новости» рассказывают о детских изобретениях, которые изменили мир.
Топ-10 детских изобретений
Ласты для плавания
Бенджамин Франклин был заядлым пловцом. В 1717 году в 11-летнем возрасте он, как считается, первым создал и использовал ласты, чтобы увеличить свои личные показатели скорости. Правда, выглядели они как две деревянные палитры овальной формы, а надевались на руки.
Когда я был мальчиком, я сделал две овальные пластины, каждая примерно по 10 дюймов в длину (25 см. — Прим. ред.) и 6 в ширину (15 см. — Прим. ред.), с отверстием для большого пальца, чтобы удобно было держать их на ладони. Они очень напоминали палитры художников. Помню, что с их помощью я плавал намного быстрее, но моим запястьям все-таки было тяжело.
Бенджамин Франклин
Шрифт Брайля
Луи Брайль родился в 1809 году во Франции. У него было прекрасное зрение до тех пор, пока в трехлетнем возрасте мальчик не поранил глаз шилом, играя в мастерской своего отца. Инфекция в конце концов сделала его полностью незрячим. Несмотря на это, родители научили его играть на скрипке и читать — по самодельной азбуке с буквами, выложенными из забитых гвоздей. В 10 лет мальчик поступил в Парижский институт для слепых, где обучался грамоте, музыке, вязанию и ткачеству. Луи категорически не устраивал рельефно-линейный шрифт (его разработал французский педагог Валентин Гаюи. Это были крупные ровные буквы, выдавленные рельефом на плотной бумаге), который тогда использовали в учебном заведении. В 1824 году 15-летний Брайль разработал собственный тактильный шрифт, которым незрячие люди пользуются до сих пор.
Фото: perkins.org Фото: history.com
Игрушечный грузовик
Роберт Патч, шестилетний мальчик из Мэриленда, стал самым юным американцем, когда-либо получившим патент на изобретение. Им был игрушечный грузовик: в 1960-х Роберт собрал машинку из пары обувных коробок, крышек от бутылок и гвоздей. Конструкция самодельной игрушки менялась: она могла быть как самосвалом, так и грузовиком. Отец мальчика работал патентным поверенным, поэтому быстро сообразил, что делать с изобретением сына.
В то время, когда я должен был подписать заявку на патент, я не мог написать даже свое имя. Поэтому вместо подписи я оставил на документе крестик.
Роберт Патч
Батут
Однажды 16-летний Джордж Ниссен из штата Айова сходил в цирк. Там он задумался: можно ли создать приспособление, которое поможет человеку подпрыгивать — как акробаты на страховочной сетке в цирке. Свою идею он воплощал в семейном гараже. Вскоре Джордж представил первый прототип батута: металлическую конструкцию с натянутым на нее холстом. В последующие годы он дорабатывал свое изобретение, а запатентовал его в 1945-м. Кроме того, Джордж Ниссен основал The Griswold-Nissen Trampoline & Tumbling Company — первую в мире компанию-производителя батутов.
Бумажные пакеты с плоским дном
Маргарет Найт — одна из самых известных американских женщин-изобретательниц XIX века. Она с детства мастерила игрушки для братьев из дерева, а в 12-летнем возрасте после смерти отца устроилась на бумажную фабрику Columbia Paper Bag Company. Уже тогда она заинтересовалась процессом производства и начала делать наброски машины для изготовления пакетов с плоским дном. Полноценный прототип она представила только в 1868 году — в 30-летнем возрасте.
Фото: National Museum of American History / The Museum of Modern Art Фото: Suppressed Histories Archives
Водные лыжи
Однажды подросток Ральф Самуэльсон катался с друзьями на лыжах и предположил, что их же можно использовать для перемещения по воде. Первые испытания своей идеи он начал уже в 18-летнем возрасте. Летом 1922 года Ральф отдыхал на озере Пепин со своим братом. Туда же он взял обычные лыжи и оснастил их более крепкими ремешками. Со временем он усовершенствовал конструкцию: лыжи сделал шире, а крепления — еще более надежными. Свое изобретение Ральф не запатентовал, но Ассоциация лыжного спорта и сноуборда США считает его первым человеком, прокатившимся на водных лыжах.
Меховые наушники
В 1870-х 15-летний Честер Гринвуд отправился с друзьями на каток. На улице стоял мороз, и ушам мальчика было все время холодно (шапки и шарфы он не любил). После этого ребенок обратился к своей бабушке с необычной просьбой: помочь сшить наушники, которые спасут его от холода. «Прототип» они сделали из меха бобра с внешней стороны и бархата — с внутренней. Честер запатентовал свое изобретение, а затем основал фабрику по изготовлению наушников.
Фруктовый лед
11-летний Фрэнк Эпперсон в далеком 1905 году налил себе газировку, бросил в стакан палочку, чтобы помешивать напиток, и отправился на улицу гулять с друзьями. Газировку он не допил, и стакан остался на крыльце на ночь. Пока мальчик спал, сладкая вода замерзла. Утром он нашел цветной лед и попробовал замороженную газировку на вкус — так появилось фруктовое мороженое, которым объедались все соседи семейства Эпперсон. Фрэнк назвал свое изобретение Epsicle (со временем заменили на Popsicle) и запатентовал его в 1924 году.
Фото: Wikipedia Фото: popsicle.com
Снегоход
В 15 лет канадец Жозеф-Арман Бомбардье продемонстрировал семье свое творение — двухместные механические сани с пропеллером. Он выкатил из ворот сарая «странный транспорт», который собрал из сломанного отцовского авто Ford Model T. Жозеф усадил на пассажирское кресло своего брата Леопольда, завел двигатель и прокатился по двору, подняв в воздух ворох снега. Сегодня канадская компания Bombardier производит не только снегоходы, но также железнодорожные составы и самолеты.
Диагностика рака
15-летний Джек Андрака в 2013 году разработал домашнюю тест-систему, способную выявлять рак поджелудочной железы на ранних стадиях. Он создал особый состав из углеродных нанотрубок и антител, которые реагируют на специфический белок — маркер рака поджелудочной. Смитсоновский институт объявил его «вундеркиндом в области борьбы с раком поджелудочной железы». Мальчик также выиграл главный приз на ежегодном конкурсе школьных научных разработок Intel — грант в $75 тыс.
Наука мне была интересна с раннего детства, так как родители никогда не отвечали на мои вопросы, зато всегда помогали мне находить ответы самостоятельно. Так я узнал, как выдвигать гипотезы и доказывать их, хотя и не подозревал, что «занимаюсь наукой»!
Джек Андрака
Современные изобретения московских школьников
В столичных школах учатся талантливые изобретатели: они совершают открытия в стенах детских технопарков и презентуют прототипы роботов на выставках. «Московские новости» собрали самые необычные изобретения современных школьников.
Зубная щетка для космонавтов
В 2011 году Дмитрий Резников, ученик 7-го класса, продемонстрировал специальную «космическую» зубную щетку. На ручке устройства три кнопки: одна подает зубную пасту, вторая запускает микрокомпрессор, который прогоняет воздух через щетинки, а третья работает в обратном направлении — «засасывает» использованную зубную пасту в микроконтейнер. Уже в студенческие годы Дима совместно со специалистами Государственного медико-стоматологического университета доработал изобретение и запустил щетки в производство.
Фото: 5-tv.ru Фото: 5-tv.ru
«Умная» урна
Андрей Белов, обучаясь в 10-м классе, создал «умную» урну: в ней установлены датчики заполненности и автоматические крышки. Урна связана с ботом в Telegram: если датчики сигнализируют о том, что емкость переполнена, пользователь получает соответствующее уведомление.
Фото: mos.ru Фото: mos.ru
Инвалидная коляска-трансформер
Олег Коконцев разработал инвалидную коляску-трансформер в 17 лет. Кресло оснащено функцией спуска и подъема по лестнице: при необходимости его колеса меняются на гусеничный ход — для уменьшения количества скачков и комфорта человека в коляске. Колеса и гусеницы Олег напечатал на 3D-принтере.
Фото: mos.ru Фото: mos.ru
«Умный» горшок для растений
Группа 9-классников из московской школы №1532 собрала «умный» горшок для растений. Автоматическая система следит за влажностью почвы и освещением, а в нужный момент включает свет и поливает цветок водой. Устройство оснастили специальным цветным дисплеем: на нем в режиме реального времени отображается информация о состоянии растения и почвы.
Когда люди уезжают на длительный срок, не всегда есть возможность ухаживать за цветами. А тут можно задать необходимую влажность воздуха и почвы, установить уровень освещения для поддержания жизнедеятельности растения и оставить растения.
Александра Акимова
соавтор проекта
Биоупаковка для еды
В Курчатовской школе семиклассницы Ксения, Елизавета и София изобрели съедобную упаковку для школьных завтраков, чтобы не складывать еду в пластиковые контейнеры и одноразовую посуду. Упаковку девочки сделали из глицерина, воды и кукурузного крахмала. Эта пленка действительно съедобна, но пробовать ее людям школьницы не советуют: главное, что такую упаковку проще утилизировать.
Робот-компаньон
Девятиклассница Ксения Фролова из Бауманской инженерной школы придумала и собрала робота, который следит за здоровьем своего «хозяина»: вовремя предлагает ему принять лекарство и может поддержать беседу. Целевая аудитория такого компаньона — пожилые люди.
В дальнейшем планирую обеспечить оптимальные условия хранения медицинских препаратов внутри устройства, а также внедрить игры, видеосвязь с врачом, родственниками. Внедрение нейронных сетей также будет отличным вариантом развития моего проекта.
Ксения Фролова
«Умный» пешеходный переход
Алина Калабухова в 7-м классе задумалась о максимальной безопасности на пешеходных переходах, поэтому придумала «умную» зебру. При запрещающем сигнале светофора она подсвечивается красным цветом и перекрывает дорогу пешеходам — с помощью небольших столбов-ограждений.
Робот-спасатель
Александр Даньшин в 9-м классе сконструировал робота, задача которого — спасать утопающих. Устройство способно работать автономно или под управлением оператора. Робот передвигается как по воде, так и по суше, дистанционно оценивает ситуацию и при необходимости может служить «спасательным кругом» для человека — конструкция специально рассчитана на вес взрослого. На борту механического спасателя есть набор медикаментов для первой помощи.
Перчатка для общения со слабослышащими
Данила Фоминиченко, ученик 11-го класса, изобрел сурдоперчатку — устройство, которое распознает и озвучивает жестовый язык слабослышащих людей. Школьник работал над своим проектом 2 года и ориентировался на существующие американские прототипы. Поначалу перчатка знала лишь основные жестовые слова. Среди них — «здравствуйте», «спасибо», «глухой», «привет» и «до свидания». Но Данила пополняет словарь устройства, чтобы им свободно могли пользоваться слабослышащие. Эта перчатка — первый в своем роде гаджет, обученный русскому языку жестов.
ИИ-помощник для водителя
Одиннадцатиклассник Глеб Полетаев полтора года работал над приложением с искусственным интеллектом, созданным специально для водителей. Он запрограммировал и обучил нейросеть на 6 тыс. фотографий дорожных знаков. «Умный» помощник в реальном времени через камеру смартфона распознает их и голосом подсказывает водителю, как вести себя на дороге.
Фото обложки: Freepik