КиберпанкДеталиИнтернет

Путешествия по мотивам рилсов и гиды-инфлюэнсеры: как соцсети меняют туриндустрию по всему миру

Туристы из Китая стали активно использовать соцсеть Xiaohongshu — местный Instagram* — для планирования поездок и поиска малоизвестных достопримечательностей. В России четверть населения следит за трэвел-блогами. А в TikTok хештег #travel набирает миллиарды просмотров. «Московские новости» рассказывают, как соцсети и блогеры влияют на популярность турнаправлений. 

Как соцсеть Xiaohongshu спровоцировала бум туризма среди китайцев

В 2024 году китайские путешественники совершили 7,6 млн поездок как внутри КНР, так и за пределы страны. Это на 33,2% больше, чем в прошлом году. И большинство из них использовали соцсеть Xiaohongshu в качестве ресурса для планирования поездок, пишет CNN. 

Соцсеть Xiaohongshu
Фото: Xiaohongshu

Xiaohongshu часто называют «китайским Instagram*», аудитория платформы — 300 млн активных пользователей в месяц. Это по большей части жители КНР, которые публикуют посты на родном языке, поэтому здесь действует правило «Все, что происходит в Xiaohongshu, остается в Xiaohongshu». Ресурс предлагает то, чего обычно нет в других соцсетях: подробные советы по путешествиям и маршруты, проверенные самими пользователями. Они регулярно публикуют обзоры отелей и ресторанов, советы по логистике и списки магазинов и достопримечательностей, дополненные красочными снимками. 

По данным аналитиков Xiaohongshu на 2023 год, путешествия — вторая по популярности тема на платформе после фудблогинга. Причем часто китайцы выкладывают фото и видео из малоизвестных мест, автоматически превращая их в достопримечательности. Так, туристы из КНР заполонили баскетбольные площадки на западе Гонконга (с них открывается вид на весь город), железнодорожный переезд в японском городе Камакура (там снимали популярное в Китае аниме «Коронный бросок») и Сиднейский университет (там снимали некоторые сцены из фильмов о Гарри Поттере). 

Особенно сильно эффект Xiaohongshu отразился на странах Юго-Восточной Азии, которые в 2023-м посетили более 10 млн китайцев. Например, в прошлом году в «китайском Instagram*» стало модным путешествовать в Лаос — одну из наименее посещаемых стран региона. В приложении более 71 тыс. публикаций о туристических локациях и достопримечательностях государства, у которого даже нет выхода к морю: пользователи рассказывают, что на недельный отпуск придется потратить всего $290, и мотивируют все большее количество китайцев отправиться в поездку — на новом высокоскоростном поезде. 

Эксперты отмечают, что КНР, население которой превышает 1,4 млрд человек, — «важная сила» на туристическом рынке, поэтому в Xiaohongshu корпоративные аккаунты регистрируют и компании из Европы. Например, лондонская сеть ресторанов Lobos Tapas опубликовала первый пост в августе, и теперь блюда, популярные в Xiaohongshu, пользуются большим спросом среди китайских посетителей. А во время летней Олимпиады-2024 несколько кафе и ресторанов Парижа вывесили QR-коды на свои страницы в соцсети, чтобы привлечь туристов из КНР и мотивировать их оставлять отзывы онлайн. 

Как соцсети меняют индустрию туризма

Туристический маркетинг в социальных сетях

Турфирмы активно используют социальные сети для продвижения своих услуг. По данным Google, перед покупкой тура пользователи просматривают в среднем 10,4 публикации и только после этого обращаются в специальные агентства. Поэтому компании продвигают свои продукты и услуги в интернете. Так, у 46% российских турфирм есть аккаунты в 4–5 соцсетях, еще 20% зарегистрировались на 8–9 платформах. Причем это не только популярные «ВКонтакте» и Instagram*, но и тематические ресурсы, например TripAdvisor. 

Планирование путешествий и поиск информации о достопримечательностях 

По данным международной туристической компании Arrivia, около 60% зумеров и 40% миллениалов используют социальные сети для планирования путешествий. Только в TikTok хештег #travel к 2022 году набрал более 74 млрд просмотров, а в Instagram* путешествиям посвящено порядка 700 млн постов. 

Согласно исследованию ВЦИОМ, 24% россиян подписаны в соцсетях на трэвел-блоги. Инфлюэнсеры влияют на выбор туристических направлений, мест проживания и видов активностей. Кроме того, многие пользователи стремятся повторить популярные фото и выложить их у себя в профиле. Опрос S7 Airlines показал, что 24% туристов едут в отпуск ради эффектных фотографий для соцсетей. При этом «отпускного» контента российским путешественникам хватает ненадолго: 42% опрошенных выкладывают фото и видео в течение недели по возвращении. 

У «безупречных» фото из туристических локаций есть и обратная сторона, отмечает CNBC: ожидания путешественников не совпадают с реальностью, поскольку многие снимки редактируют до неузнаваемости. Поэтому в Сети появился тренд на «разоблачительные» ролики (Social Media Vs Reality), в которых блогеры и простые туристы показывают, как на самом деле выглядят распиаренные места. 

Популярные в соцсетях туристические локации России

«Московские новости» изучили самые просматриваемые публикации с подборками must-see мест для туристов в России — там есть как популярные, так и малоизвестные локации. 

Зимний Байкал 

В холодное время года самое глубокое озеро в мире привлекает путешественников прозрачным бирюзовым льдом, зимней рыбалкой, ледяными пещерами и экстремальными турами — например, можно отправиться на экскурсию на снегоходах. 

Горнолыжный курорт «Большой Вудъявр»

Это место в Мурманской области, на Южном и Северном склонах горы Айкуайвенчорр, откуда открывается вид на Кировск и Хибины. Посетителям предлагают 25 трасс общей протяженностью 25 км и возможность кататься по горам полярными ночами. 

Бухта Стеклянная 

Это одна из главных достопримечательностей Владивостока и вторая в мире «стеклянная» бухта (еще одна находится в США). Полоса разноцветных осколков стекла и фарфора шириной 5–10 метров располагается вдоль берега. 

Камчатка

На Камчатку едут за горными пейзажами, вулканами и гейзерами. А в соцсети часто попадают видео с берегов Курильского озера, где туристы любят издалека наблюдать за медведями. 

Горный парк «Рускеала»

Главная достопримечательность горного парка, расположенного в Карелии, — Мраморный каньон с изумрудной водой, окруженный 20-метровыми мраморными скалами. Причем путешественники приезжают в «Рускеалу» круглый год: зимой парк специально подсвечивают, чтобы создать особую атмосферу. 

Горы Алтая

Алтай известен своими горами, реками, озерами и водопадами. Самый популярный сезон среди туристов — лето, но именно весной там цветет маральник, а в горах лежит снег и стоит тишина. 

Фото обложки: IMAGO / Martin Wagner / TASS

*Компания Meta признана в России экстремистской. Instagram — продукт этой компании.

Копировать ссылкуСкопировано