КапиталДетали

Киноинвесторы: кто финансирует производство российских фильмов и какие перспективы у отечественной анимации

В России появится коммерческий фонд развития кино и анимации, его инвестиционный объем составит порядка 8 млрд рублей. В Минкульте рассчитывают, что он поможет ускорить выпуск в прокат новых зрелищных и «более технологически продвинутых» картин.

В России создали фонд развития кино и анимации

Национальная медиа группа (НМГ) и Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) приняли решение о запуске совместного коммерческого фонда развития кино и анимации. Объем инвестиций составит порядка 8 млрд рублей. Фонд будет финансировать производство полнометражных фильмов — для дальнейшего проката на коммерческой основе.

Совместный фонд с НМГ отберет и поможет реализовать проекты с самым высоким потенциалом, что позволит увеличить долю российской кинематографической продукции на внутреннем рынке, а в перспективе — и в дружественных странах Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки, включая государства БРИКС. 

Кирилл Дмитриевгендиректор РФПИ 

НМГ и РФПИ рассчитывают с помощью нового фонда сократить время, которое авторы тратят на поиск инвесторов для кинопроектов и увеличить число прокатных российских фильмов, в том числе рассчитанных на экспорт. Фонд уже принимает заявки. На первом этапе их отбирает НМГ, на втором — проекты фильтрует собрание контентного комитета фонда. В него войдут представители НМГ и РФПИ, а возглавит комитет генеральный продюсер «НМГ Студии» и основатель Art Pictures Studio Федор Бондарчук. 

Инициатива очень актуальна, полку [с новыми фильмами] надо занимать, чем раньше деньги будут инвестироваться, тем быстрее полка займется. Все понимают, что 8 млрд — это стоимость одного или даже половины диснеевского мультфильма. С другой стороны, для российского кино это действительно приличные деньги, действительно достаточно большой объем проектов можно запустить.

Александр Изотов
кинопродюсер, президент кинокомпании «Царь Pictures»

Кто инвестирует в российское кино 

Сегодня самый крупный инвестор в российское кино и анимацию — государство, отмечают участники рынка. Речь о Минкульте, Фонде кино и Институте развития интернета.

Министерство культуры и Фонд кино

На субсидии Минкульта могут претендовать авторские, социально значимые и детские фильмы, а также документальное кино и анимация. Фонд кино, в свою очередь, поддерживает зрительское кино для широкой аудитории. Например, в декабре 2023-го было принято решение о финансировании проекта о Петре I («Рождение империи», студия ТРИТЭ), Александре Пушкине («Пророк», Централ Партнершип) и новой экранизации «Буратино». 

А в сентябре 2023-го Фонд кино отобрал 12 анимационных фильмов, которые получат госсубсидию на производство. Среди них — мультфильм «Невельской» студии «Мечталет», «Малуша» студии «Союзмультфильм» и полнометражный триквел «Фиксиков». 

На финансирование производства кино и анимационных картин Минкульт в 2024 году выделит 16,2 млрд рублей, из них 9,4 млрд рублей — пройдут через Фонд кино. В прошлом году этот показатель составлял 11,76 млрд рублей и 5,6 млрд рублей соответственно. В 2024-м Минкульт поддержит производство фильмов по 14 приоритетным направлениям: в том числе историческое кино, картины, популяризирующие традиционные семейные ценности и мотивирующие молодежь к освоению рабочих профессий, а также экранизации произведений русской классики.

Институт развития интернета (ИРИ) 

ИРИ проводит конкурсы на финансирование онлайн-контента с 2020 года и выделяет средства на поддержку сериалов, игр и проектов в блогосфере. В 2024 году ИРИ направит на эти цели 18,2 млрд рублей. В 2023-м этот показатель составил 20,7 млрд рублей: всего в прошлом году при поддержке Института было реализовано 400 проектов, 117 из которых — видеопроекты. Топ-5 самых популярных сериалов, созданных совместно с ИРИ: «Слово пацана. Кровь на асфальте», «Мастодонт», «Политех», «Крутая перемена» и «Большой дом»

В тройке онлайн-кинотеатров, где вышло наибольшее количество оригинальных проектов с участием ИРИ — Premier (20% от общего числа оригинальных премьер на платформе), Wink (16%) и Okko (14%). 

Сколько фильмов и сериалов производят в России

По итогам 2023 года доля отечественных картин в общей кассе кинотеатров достигла 60,6%, выручка российских релизов составила 22,9 млрд рублей, подсчитали в «Бюллетене кинопрокатчика». 

По оценкам НИУ ВШЭ, в России ежегодно производят примерно 100–120 фильмов для проката в кинотеатрах, 120–150 художественных фильмов для ТВ и мини-сериалов (до четырех серий) и еще 150–200 традиционных сериалов (от пяти серий). Кроме того, активно развивается анимация: 2022 год стал рекордным по количеству российских полнометражных анимационных премьер — всего состоялось 13 релизов. А в 2023-м на больших экранах вышли 14 полнометражных анимационных фильмов. Такие ленты активно привлекают зрителей: 43% родителей отметили, что за последний год их дети стали чаще смотреть мультфильмы. В целом объемы отечественного рынка анимации оценивают в 18,1 млрд рублей.

Рынок отечественной анимации по темпам роста опережает глобальный: за 2020–2022 годы российский рос в среднем на 15% в год, мировой — на 13%. Одна из основных причин — увеличение объема государственной поддержки. С 2018 года анимационные студии суммарно получили более 4 млрд рублей в виде субсидий Министерства культуры и Фонда кино. 

Юлия Голубева
заместитель генерального директора холдинга «Газпром-медиа» 

В мае 2023-го «Союзмультфильм» предложил создать в Москве особую экономическую зону для создания проектов в сфере кино и анимации — Московский международный кинокластер. В августе мэр столицы Сергей Собянин сообщил, что в городе начались работы по созданию крупнейшего кинокластера «мирового уровня». 

В Ассоциации владельцев кинотеатров прогнозируют, что по итогам 2024-го доля российского кино и анимации в прокате может достичь 85–90%, а общие сборы — 40–45 млрд рублей. Только в январе этого года отечественные картины заработали 8 млрд рублей. При этом участники рынка отмечают, что «контентный голод» все еще сохраняется, а в Минкульте подсчитали, что российскому кинопрокату не хватает еще около 50 фильмов в год. 

По большому счету на каждый уик-энд, которых у нас 53 в году, должен выходить фильм с потенциалом сборов в 300–500 млн рублей, и каждый месяц должен выходить хотя бы один фильм-миллиардер, тогда индустрия может выходить на нужные ей параметры для выживания и развития.

Роман Исаев
член совета Ассоциации владельцев кинотеатров 

В марте Центр развития креативных индустрий и Союз торговых центров (объединяет Россию, Беларусь, Казахстан) обратились к Минэкономразвития с предложением дополнительно профинансировать киноиндустрию, чтобы «избежать масштабного кризиса» в креативной экономике. В частности, авторы предложили запустить федеральный проект по производству 550 фильмов с общим бюджетом 200 млрд рублей до 2030 года. В письме отмечается, что торговые центры столкнулись с резким падением посещаемости и снижением доходов от арендной платы кинотеатров. 

Остановилось строительство новых кинотеатров, а ряд владельцев были вынуждены переоборудовать часть залов и демонтировать оборудование, кресла и шумоизоляцию во избежание простоя помещений. 

письмо Центра развития креативных индустрий и Союза торговых центров 

Авторы письма предложили провести совместную работу над созданием 550 картин в формате государственно-частного партнерства. В Ассоциации владельцев кинотеатров заявили, что разделяют «любую инициативу, которая направлена на поддержку сетей и кинопроката». 

Фото обложки: mos.ru

Копировать ссылкуСкопировано