Мир в огнеДетали

Кризис Boeing: что происходит с корпорацией и насколько безопасны ее самолеты

Boeing согласилась пойти на сделку с Минюстом США: компания признает себя виновной по делу о двух авиакатастрофах (2018 года в Индонезии и 2019-го в Эфиопии), выплатит штраф в размере $243,6 млн и потратит $455 млн на повышение безопасности полетов. В таком случае разбирательство в отношении компании прекратится. Соглашение должен одобрить суд.

Boeing признала вину по делу о двух авиакатастрофах

Корпорация Boeing пошла на сделку с Минюстом США: один из крупнейших производителей коммерческих авиалайнеров признал себя виновным в мошенничестве. Речь о двух крушениях самолетов Boeing 737 Max в Индонезии и Эфиопии. 

Boeing 737 Max: авиакатастрофы в Индонезии и Эфиопии

  • В октябре 2018 года сразу после взлета из Джакарты потерпел крушение самолет 737 Max индонезийской авиакомпании Lion Air, погибли 189 человек. В марте 2019-го после вылета из аэропорта Аддис-Абебы разбился 737 Max компании Ethiopian Airlines, погибли 157 человек
  • В процессе расследования выяснилось, что пилоты не смогли справиться с системой Maneuvering Characteristics Augmentation System (MCAS): она автоматически опускает нос самолета при возникновении опасности. У обоих лайнеров датчики угла атаки были повреждены, поэтому MCAS сработала ошибочно. 
  • Boeing предъявили обвинение в мошенничестве: по версии прокуратуры США, корпорация намеренно ввела Федеральное управление гражданской авиации в заблуждение о неисправности 737 Max. 
  • В 2021 году Boeing заключила трехлетнее соглашение с Минюстом: компания должна была выплатить штраф, соблюдать все требования в сфере безопасности и при отсутствии новых инцидентов ее освободят от судебного преследования. 
  • Срок этого трехлетнего «испытательного срока» истекал 8 января 2024 года. Несколькими днями ранее — 5 января 2024 года — у самолета Boeing 737 Max 9 на высоте 5 тыс. метров оторвало люк аварийного выхода. Позже незатянутые болты нашли на десятках самолетов Boeing 737 Max. Прокуратура США заявила, что Boeing нарушила условия соглашения с Минюстом.

30 июня Минюст США предложил Boeing признать вину в преднамеренном обмане регуляторов. На размышления компании дали неделю. Согласно сделке, Boeing выплатит штраф в размере $243,6 млн и в ближайшие 3 года потратит не менее $455 млн на повышение уровня безопасности полетов. Кроме того, Минюст назначит независимого инспектора, который будет отслеживать работу Boeing и передавать правительству ежегодные отчеты. 

Сделку должен одобрить суд. Reuters отмечает, что признание вины «потенциально ставит под угрозу способность Boeing заключать выгодные правительственные контракты, например с Министерством обороны США и NASA». При этом компания избежит судебного разбирательства, которое «привлекло бы еще больше внимания к авиакатастрофам с самолетами Boeing». 

В соглашении с Минюстом также говорится, что совет директоров Boeing должен встретиться с родственниками погибших в двух авиакатастрофах. Они, в свою очередь, раскритиковали сделку и заявили, что Boeing должна предстать перед судом и понести более серьезные финансовые издержки.

Мы попросим суд отклонить сделку. Она предусматривает несправедливые уступки Boeing и не позволяет привлечь компанию к ответственности за гибель 346 человек. Соглашение правительства с Boeing явно не отвечает общественным интересам.

совместное заявление семей погибших в авиакатастрофах в 2018-м и 2019 году

В этой «милой» сделке не учитывается тот факт, что из-за мошенничества Boeing погибли 346 человек. Благодаря хитроумным юридическим переговорам смертельные последствия преступления Boeing скрываются.

Пол Касселл
адвокат родственников жертв авиакатастроф

Кризис Boeing: что происходит с производителем самолетов  

Boeing пытается справиться с кризисом уже несколько лет — со времен катастроф в 2018-м и 2019-м. В общей сложности компания потратила около $20 млрд на штрафы, выплаты семьям, компенсации авиакомпаниям и другие расходы. После катастрофы в январе 2024-го из-за дополнительных проверок замедлился выпуск новых самолетов. Так, за первые 2 месяца этого года Boeing поставил авиакомпаниям 54 лайнера, в то время как Airbus — 79.

В мае Boeing провалила почти половину проверок американских регуляторов: они выявили около сотни нарушений. А в июне Сэм Мохаук — инспектор Boeing по качеству — заявил, что компания неправильно обращалась с сотнями неисправных деталей: скрывала дефекты и удаляла записи о них. 

В Boeing начали очень широко использовать аутсорсинг, это трудно контролировать. Сейчас мы видим последствия. И второй момент — специфические отношения The Boeing Company с Федеральной авиационной администрацией. Многие контрольные процессы были просто отданы на откуп самой компании. То есть она осталась фактически бесконтрольной. 

Алексей Захаров
независимый эксперт в области авиации, экс-сотрудник ОКБ Сухого и ОКБ Микояна

С начала 2024 года стоимость акций Boeing упала более чем на 30%. На фоне кризиса корпорация приобрела своего главного поставщика аэрокосмической техники Spirit AeroSystems, стоимость сделки составила $4,7 млрд. 

Вновь объединяясь со Spirit, мы можем привести наши коммерческие производственные системы к одним и тем же целям, приоритетам и результатам — с упором на безопасность и качество.

Дэйв Кэлхун
генеральный директор Boeing 

Что будет с Boeing дальше

Американская корпорация продолжает поставлять свои лайнеры на рынок: несмотря на судебные разбирательства, аналитики называют самолеты Boeing самыми безопасными. В рейтинге World’s Safest Aircraft 2024 лидируют модели Boeing 717 и Boeing 777. 

Тем не менее ряд катастроф с участием Boeing 737 MAX изрядно «подпортили репутацию» компании, на ее восстановление уйдут годы, отмечают эксперты. Одна из антикризисных мер — смена руководства: в марте 2024-го представители Boeing объявили о перестановках. В частности, в конце года генеральный директор корпорации Дэвид Калхун уйдет в отставку по собственному желанию. Он занял эту должность в январе 2020-го, с тех пор Boeing потеряла 43% рыночной стоимости (а Airbus за это же время нарастил рыночную стоимость на 20%). 

Фото: Manuel Balce Ceneta / AP / TASS

The Wall Street Journal пишет, что место Калхуна уже предлагали председателю совета директоров Boeing Дэвиду Гитлину, а также главе производителя авиационных двигателей GE Aerospace Ларри Калпу. Однако оба от этой должности отказались. По данным СМИ, в списке потенциальных кандидатов также — исполнительный директор Boeing Стефани Поуп и председатель совета директоров American Airlines Грэг Смит. Но кто бы ни возглавил корпорацию, ей необходимо полностью переработать протоколы, связанные с безопасностью и контролем качества.

Ситуация патовая, потому что Boeing самостоятельно уже не в состоянии разрешить все свои внутренние, концептуальные, корневые, фундаментальные проблемы. Скорее всего, Boeing выкрутится, и ему поможет государство, потому что это для США системообразующее предприятие, по большому счету для всей мировой гражданской авиации. То есть без Boeing миру будет очень и очень плохо, но смельчака, который возьмет на себя бразды правления в эти нелегкие времена, пока еще не удалось найти. 

Роман Гусаров
главный редактор портала Avia.ru 

Фото обложки: Andy Rain / EPA / TASS

Копировать ссылкуСкопировано