С видом на столицу: самые большие, шикарные и скандальные гостиницы Москвы

«Националь», «Москва» и «Космос» — монументальные символы московского гостеприимства и выдающиеся архитектурные памятники. А еще — свидетели знаменательных эпох и занимательных личных историй.

Над очерком работали:

Анатолий Оксенюк, кандидат исторических наук, заместитель директора Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А. В. Щусева по научной работе;

Евгения Стрельникова, кандидат исторических наук;

Александр Лесной, автор идеи, публицист.

Гостиница «Националь»: шик сквозь эпохи

Адрес: Моховая, д. 15/1, стр. 1

К началу ХХ века в России было около 5 тыс. гостиниц, не считая обычных постоялых дворов и меблированных комнат в трактирах. В это время акционерные общества часто инвестировали в доходные дома и гостиницы, потребность в которых все возрастала. 

В Москве эталоном гостеприимного бизнеса стала гостиница «Националь», построенная в 1903 году по проекту Александра Иванова. Выполненная в стиле модерн с элементами неоклассицизма, она соединила в себе все чудеса прогресса, взрыв которого пришелся на это десятилетие, с красотой и гармонией линий, свойственными модерну. В наше время наличие парового отопления в доме, ванны и туалета кажется само собой разумеющимся, однако еще чуть более 100 лет назад эти удобства имелись далеко не у всех. Но вот в «Национале» было все: от передовых материалов, только входивших в использование при строительстве — железобетона, гидроизоляции, — до туалетов и телефонов в каждом номере.

Технический прогресс встречал гостей прямо с порога: в «Национале» были лифты, настоящая диковинка в Российской империи. А парадная лестница была спроектирована таким образом, что казалась парящей в воздухе. Несмотря на дороговизну, «Националь» пользовался большой популярностью среди аристократии и богемы. Например, одним из постояльцев был писатель-фантаст Герберт Уэллс.

Герберт Уэллс был в Москве дважды: сначала в 1914 году, а затем в 1920-м, уже по приглашению большевистского правительства. Писатель застал столицу, залитую солнцем и оформленную золотистой листвой.

«По сравнению с Петроградом, Москва выглядела оживленной, на улицах несравненно более людно, свободнее идет торговля. Довольно много извозчиков, рынки открыты, улицы и дома не так разрушены», — писал он.

Уэллс видел Москву после судьбоносных для страны событий — местами в городе еще были видны следы разрушений, а на городском транспорте вместо пассажиров перевозили дрова и продукты. Но больше всего его поразило, что большинство магазинов были полностью закрыты.

После революции в «Националь» въехало новое правительство на время, пока восстанавливали пострадавший от штурмов Кремль. Номер 107 отмечен памятной табличкой: именно здесь проживал В. И. Ленин с женой и сестрой. Позже фешенебельную гостиницу использовали для иностранных гостей и демонстрации последним изобильной жизни советских граждан. 

Вот только сами советские граждане в данном отеле не котировались. Например, известного журналиста Илью Эренбурга просто выставили за порог, когда потребовались номера для иностранных гостей.

Гостиница «Москва»: советское гостеприимство, кутеж и политика

Адрес: ул. Охотный Ряд, д. 2

Ресурс дореволюционных национализированных гостиниц скоро истощился, и потребовалось построить свои — советские. Одной из первых возведенных в советское время стала «Москва», расположенная в непосредственной близости от Кремля. В 1930-е годы главенствовала идея перекройки Москвы, создания новой столицы, соответствующей новой идеологии, новым целям. Поэтому практически любой значимый архитектурный проект оборачивался грандиозной стройкой. Произошло так и с «Москвой». 

В конкурсе победил конструктивистский проект архитекторов мастерской А. В. Щусева, который ни по масштабу, ни по архитектуре совсем не подходил для исторического центра столицы. Великий архитектор внес некоторые правки в проект, которые стилистически приблизили здание к набирающему обороты сталинскому ампиру. На фасаде появились лоджии-аркады, портик, угловые башенки, оживившие облик здания. Был надстроен, но не снесен расположенный здесь «Гранд-отель», в ресторане которого в свое время пел сам Федор Шаляпин. Из-за этого фасад левой и правой стороны гостиницы, выходящей на Манежную площадь, различаются. 

Родился миф, что виной тому подпись, которую Сталин поставил на проекте ровно посередине: якобы архитекторы, побоявшись переспрашивать, утвердили оба варианта оформления. Правда была прозаичнее — правый фасад пришлось облегчить, чтоб не рухнул встроенный в гостиничный комплекс дореволюционный «Гранд-отель». 

Внутри советская гостиница была оформлена совсем не по-пролетарски: малахит и мрамор, в номерах мебель из ценных пород дерева, отдельные телефоны и санузлы. Но вы этого уже не увидите, поскольку в 2004 году творение мастерской Щусева снесли, и сейчас на этом месте стоит новодел, только внешне напоминающий «Москву».

А старые коридоры и стены наблюдали многое. Ходили слухи и о крупных деятелях культуры, которые закатывали непотребные гулянки прямо с видом на Кремль. И о партийцах, вытворявших разное. Хотя, судя по дошедшим документам, по нынешним временам то, за что они получали выговоры в личное дело и лишались должностей, выглядит невинной забавой. Вот, к примеру, текст записки, которая в 1962 году попала на стол министра внутренних дел РСФСР Вадима Тикунова.

3 февраля с. г. около 20 часов в гостиницу «Москва» пришел в нетрезвом состоянии депутат Верховного Совета СССР, председатель Целинного крайисполкома Мацкевич В. В., который пытался завести к себе в номер студентку МГУ Ашурову, 1943 года рождения, находившуюся в холле 5 этажа. Дежурная по этажу и горничная вступились за Ашурову, за что Мацкевич оскорбил их нецензурной бранью.

Бумага пошла дальше и в итоге попала к самому Хрущеву. Дело нешуточное, аморалку вменяли весьма непростому человеку. В итоге бывший министр сельского хозяйства СССР впал в немилость главы государства и вылетел с должности. Песочил его второй секретарь ЦК КПСС Фрол Козлов, человек темпераментный.

Но в 1964 году Хрущев был снят со всех постов, в 1965-м ушел в мир иной Фрол Козлов — и в тот же год затейник Мацкевич вернулся в кресло министра. Почти на 10 лет, пока в 1973-м не написал донос на своего прямого начальника — куратора сельского хозяйства в Совмине СССР и первого зама главы правительства Дмитрия Полянского (видимо, памятуя, как одна такая бумага испортила ему самому карьеру). Брежнев, однако, не любил скандалы и умел их решать по-своему: в результате Мацкевич уехал послом в ЧССР.

Список зарубежных глав государств, кинозвезд, писателей и музыкантов, останавливающихся в гостинице «Москва», впечатляет. В их числе философ Жан-Поль Сартр, джазмен Дюк Эллингтон, психоаналитик Эрих Фромм, голливудские кинозвезды, монархи, главы государств и правительств. Когда в «Москве» жил лидер ливийской революции Муаммар Каддафи, рядом с гостиницей паслись привезенные им из Ливии верблюдицы — Каддафи привык пить верблюжье молоко.

Гостиница «Космос»: полстакана будущего

Адрес: Проспект Мира, д. 150

Время шло, жизнь ускорялась и менялась, человек начал осваивать космическое пространство, и на смену монументальному, незыблемому, как сам коммунизм, сталинскому ампиру в архитектуру пришли стремительные линии, в быт — технические новинки. Олицетворением новой эпохи открытости и сотрудничества в деле гостеприимства стала гостиница «Космос». 

Построенная в рекордный срок в соавторстве с французскими архитекторами и с применением последних технических разработок, гостиница предназначалась для гостей Олимпиады-80, проходившей в Москве. Именно в ней размещали иностранных журналистов, здесь же был организован пресс-центр. Показательно, что на открытии «Космоса» помимо Аллы Пугачевой выступал и знаменитый французский шансонье Джо Дассен. Пели они в концертном зале, который французы оборудовали так же, как Дворец конгрессов в Париже. 

«Космос» до сих пор остается самой вместительной гостиницей нашей страны: в нем 1777 номеров. При оформлении часть из них была снабжена прослушкой для контроля над иностранными гостями. Открытость открытостью, но осторожность никогда не помешает. 

Решение гостиницы в виде полукруга (в народе «полстакана»), облицованного металлическими листами, отсылало к стилю хай-тек и сделало ее архитектуру актуальной на несколько десятилетий вперед. Также впервые в СССР в окна «Космоса» были вставлены стеклопакеты, а фасад оснащен множеством датчиков климат-контроля. Двери в номера открывались еще невиданными в Союзе ключ-картами. 

По мероприятиям, проходившим в залах «Космоса», можно отследить историю раскрепощения медиапространства на пути к перестройке. От фестиваля молодежи и студентов — к первому конкурсу красоты «Мисс очарование». Здесь проходили конференции разработчиков компьютерных игр и снимался сериал «Народный артист». Засветился «Космос» и в кинематографе. Герой «Гостьи из будущего» пролетает на своем флипе — маленьком летательном аппарате — на его фоне. А дрифт по фасаду гостиницы ведьмы в «Дневном дозоре» был бы куда менее зрелищным, если бы это был не «Космос».